Get Adobe Flash player

Наш адрес:
196655,г.Санкт-Петербург, Колпино, ул.Красная 6

Справочные телефоны:
(+7 921) 651-56-99
(+7 911) 914-29-12

Факс
(8-812) 469-18-74


Отправить заявку на проводку:

Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям РФ

                                            Приложение к приказу министра транспорта РФ
от 3 февраля 1995 г. № 11
                                    
                                      
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о лоцманской службе и лоцманской проводке судов
по внутренним судоходным путям Российской Федерации
 
     1.Общие положения
     1.1.  Лоцманская   проводка   судов   имеет   целью   обеспечение  безопасно-
сти судоходства  на внутренних  судоходных путях,  а также на  акваториях пор-
тов,  открытых для захода иностранных судов и подходах  к ним,  предотвраще-
ние     происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, вод-
ных путей  и  средств навигационного ограждения.
     1.2.  Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми
 управлениями водных путей  и судоходства,  морскими  администрациями  усть-
евых  и морских портов,  а  также другими  юридическими  лицами и гражданами,
занимающимися  предпринимательской  деятельностью без образования юриди-
ческого лица.
     1.3. Лоцманская  служба  должна  иметь  лицензию  на право заниматься лоц-
манской проводкой судов.  Лицензия  выдается  Министерством транспорта Рос-
сийской Федерации  или им уполномоченным органом на ведение лицензионной 
деятельности в установленном порядке. Контроль за соблюдением лоцманскими
службами  лицензионных  условий  обеспечивается  органами Российской транс-
портной инспекции.
     1.4. Государственный  надзор за деятельностью лоцманских служб по вопро-
сам  обеспечения  безопасности проводки судов осуществляют органы Государ-
ственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.
     1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть 
лишена лицензии или действие ее может быть  приостановлено органом, выдав-
шим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской  транспорт-
ной инспекции,  Государственной речной судоходной инспекции  Российской Фе-
дерации.
     1.6. Лоцман  оказывает  помощь судоводителю по проводке судна наиболее 
безопасным путем.
     1.7. Лоцманами могут быть лица,  имеющие  среднее  или  высшее  судоводи-
тельское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и 
буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне  (рай-
оне), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов,  и 
выдержавшие  испытания на знание  лоцманского  дела в определенном районе 
плавания,  а также  имеющие  медицинское  свидетельство о пригодности  по со-
стоянию здоровья для работы на судах.
     1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы 
на право работы в определенных  районах  проводки судов. Лоцманские удосто-
верения с присвоением  звания  "Речной лоцман"  выдаются лоцману после про-
хождения проверки знаний в аттестационных комиссиях,  созданных в соответст-
вии с "Положением  о  порядке  проведения  аттестации лиц,  занимающих долж-
ность  исполнителей,  руководителей  и  специалистов предприятий транспорта",
утвержденным приказом министра транспорта  Российской Федерации и минист-
ра  труда  Российской  Федерации  от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания  лоцмана 
подлежат периодической проверке.
     1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан  сооб-
щать в ближайшее линейное  подразделение  Государственной речной судоход-
ной  инспекции  бассейна  и  Государственное  бассейновое  управление водных
 путей и судоходства:
- об изменениях на фарватерах,  которые  могут создавать угрозу  безопасности
 плавания судов;
- о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;
- о нарушениях  и  неисправностях в действии  средств навигационного огражде-
ния;
- о  невыполнении капитаном проводимого судна  правил  плавания и правил по 
предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными
водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.
     1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана про-
изошел несчастный случай, возмещение причиненного  ущерба производится в 
порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.
 
     2.Установление  районов  обязательной  и  необязательной лоцманской
проводки
     2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежа-
щие обязательной лоцманской проводке,  устанавливаются Департаментом реч-
ного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по  представ-
лению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов  и доводятся 
до всеобщего  сведения  в  местных  правилах плавания, навигационных картах,
лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.
     2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой
 проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.
     Плавание таких судов без лоцмана  допускается  при условии нахождения на 
 мостике двух судоводителей,  один  из которых  капитан  или  первый  штурман 
(старший помощник) должен иметь удостоверение "Речной лоцман" или  отметку
 в  рабочем дипломе на право плавания в данном районе  обязательной лоцман-
ской проводки.
     2.3. Департамент  речного  транспорта   может  устанавливать  обязательную
 лоцманскую проводку  в  районах,  где лоцманская проводка является необяза-
тельной для:
- судов,  которые  сами  или  грузы  на  них  могут  создавать  угрозу причинения
 ущерба окружающей среде;
-  судов,  буксируемых  и  толкаемых  составов,  представляющих   повышенную
 опасность для судоходства;
- крупнотоннажных морских и речных судов.
     Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего  сведения  дополне-
ниями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям  и в "извеще-
ниях" судоводителям.
     2.4. В районах  необязательной  лоцманской  проводки  капитан  имеет право
 взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.
 
     3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна
     3.1. Капитан судна должен  подать  заявку на выделение лоцмана в сроки, ус-
тановленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в 
пунктах, где нет службы капитана порта - за 48 часов  с последующим  уточнени-
ем за 2 часа до начала лоцманской проводки. При стоянке судна в порту под об-
работкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не  позд-
нее 8 часов до отхода судна.  Сроки  подачи  заявок объявляются в извещениях 
судоводителям.
     Решение  о  выборе  лоцманской службы на предстоящий переход принимает
 капитан судна.  При  вызове  лоцмана  капитаном  лоцманские  службы обязаны
немедленно направить  на  судно  лоцмана и уведомить капитана о времени  его
прибытия. В случае невозможности направить лоцмана  немедленно  они  обяза-
ны сообщить капитану, когда прибудет лоцман.  Лоцманская  служба несет мате-
риальную ответственность в размере полной себестоимости содержания  судна 
за простой  судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.
     3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна  лоцман-
ское удостоверение и квитанцию установленного образца (приложение N 1).
     3.3. При приеме лоцмана на борт судна  или  убытия  его  капитан  принимает
 меры по безопасной посадке и высадке.  Капитан  безвозмездно  предоставляет
 лоцману на период проводки помещение  для  проживания и питание  наравне с
 экипажем.  Эти  правила  относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вме-
сте с лоцманом с целью прохождения практики.
     3.4. Капитан  судна  объявляет  лоцману  данные  об осадке,  длине,  ширине,
 надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности  или  иной
 вместимости  судна,  которые  вносятся  в  квитанцию лоцмана, подписываемую
 капитаном.  Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения отно-
сительно  обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.  Лоцман зна-
комит капитана с особенностями перехода на участке проводки  и  должен  быть
 осведомлен  капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых харак-
теристиках, включая особенности поведения судна  (состава)  в различных усло-
виях плавания на участке.
     3.5. Во  время  лоцманской  проводки  капитан  судна  обеспечивает безопас-
ность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.
     3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно 
плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому,  но  это не осво-
бождает его от ответственности  за  последствия, которые могут наступить в ре-
зультате передоверия полномочий по управлению судном.
     3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мос-
тик, то один из членов командного состава судна судоводительской специально-
сти  должен  заменить  его на мостике или приостановить движение судна.  Если 
время проводки судна составляет более 12 часов, а судно  работает в круглосу-
точном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.
     3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других 
судов,  лоцман  вправе  приостановить  проводку  судна до наступления обстоя-
тельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.
     3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана,  действует вопреки его реко-
мендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от про-
должения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом
 обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.
     3.10. В случае обоснованного сомнения  в  правильности  рекомендации лоц-
мана капитан вправе  отказаться  от его услуг в присутствии третьего лица, с за-
писью  об  этом  в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены
 лоцмана.
     3.11. Лоцман  не  вправе  без согласия капитана оставить судно раньше, чем 
поставит его на якорь, отшвартует в безопасном месте,  выведет в район необя-
зательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.
     3.12. Присутствие на судне лоцмана  не  снимает с капитана или другого вах-
тенного начальника ответственности  за управление судном и обеспечение безо-
пасности плавания.
 
     4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов
     4.1. Суда  иностранных  государств  при следовании по внутренним судоход-
ным  путям,  открытым  для  захода иностранных судов, подлежат обязательной
 лоцманской проводке.
     4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов  могут быть лица, имеющие
 высшее или среднее судоводительское образование,  диплом не ниже капитана 
4-й группы или  первого штурмана 5-й группы судов  и  выдержавшие  испытания 
на  знание  лоцманского  дела в определенном районе в аттестационных  комис-
сиях  на  получение квалификационного звания "Речной лоцман" I-го и 2-го клас-
са по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельст-
во о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.
     Присвоение  квалификационной  категории  "Речной лоцман" I-го класса  лоц-
манам  2-го класса  производится  по  представлению руководителя лоцманской
 службы  (организации)  при  условии  безупречной и безаварийной  работы их в 
должности  лоцмана  в  течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттеста-
ционной комиссии.
     4.3. Рабочими  языками  при  проводке иностранных судов являются русский
 или  по  взаимному  согласию - английский.  В  случае  применения  английского
 языка  все рекомендации или команды   (с разрешения капитана судна)  лоцман
 подает  в  соответствии  со  "Стандартным  морским  навигационным словарем-
разговорником",рекомендованным Международной морской организацией (ИМО)
     4.4. Лоцман  обязан  осуществлять  контроль за выполнением требований за-
кона  и  правил  по  охране  государственной  границы,  правил плавания, обяза-
тельных  постановлений  по  портам,  соблюдением правил по предупреждению 
загрязнения окружающей среды.
 
     5. Лоцманский сбор
     5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.
     Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим  временным
 "Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и  сборов
 за работы и услуги, связанные с  перевозками,  выполняемыми  предприятиями
 речного транспорта в Российской Федерации". Ставки сборов за услуги, оказы-
ваемые  акционерными  обществами, другими организациями, устанавливаются 
этими организациями. Размер и порядок взимания и  использования  сборов  за
 услуги,  оказываемые  государственными  бассейновыми управлениями водных
 путей  и  судоходства  Министерства  транспорта  Российской Федерации, уста-
навливаются  Министерством  транспорта  Российской Федерации  посогласова-
нию с Министерством финансов Российской Федерации.
     5.2. Капитан,  вызвавший  лоцмана и после прибытия последнего отказавший-
ся от его услуг, обязан заполнить  и  подписать  лоцманскую квитанцию для взы-
скания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой
 был вызван лоцман.
     6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов
     6.1.  Лоцманская  служба,  работником  которой является  лоцман, осуществ-
ляющий проводку,  несет  ответственность за ущерб, причиненный в результате 
ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской
 Федерации.
     6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
 
     Директор Департамента
     речного транспорта
     Л.В.Багров.